Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные буквы»
«История письма ребёнка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», — считал известный русский психолог Л.С.Выготский.
Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона, последовательности написания, ритма. Обучение детей 5-7 лет по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы.
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится более актуальной.
Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.
Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:
- недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);
- однообразие, монотонность организации обучения;
- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.
Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребёнка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребёнка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.
Целью данного курса является создание необходимых условий для развития у детей 5-7 лет основ каллиграфии – искусства красивого письма, умение выполнять элементы букв.
Для достижения данных целей в течение учебного года предстоит решать следующие задачи:
Образовательные:
- Формировать координацию движения пальцев кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
- Формировать правильную посадку при письме.
- Ознакомить детей с правилами работы в тетрадях в клетку и косую линию.
- Формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами.
- Ознакомить с прописным письмом.
- Освоить элементы русского прописного письма.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.
- Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.
- Продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику. Аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
- Вызвать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.
- Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».
Технология обучения письму определяется системой принципов, методов и приёмов, используемых на уроках письма. Это прежде всего принципы:
- поэлементного изучения;
- одновариантного (стабильного) начертания элементов букв и их сочетаний;
- принципы логической группировки буквенных знаков
- строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности.
- учёт индивидуального уровня и темпа развития (количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей)
- ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания. Они предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию элемента буквы должно предваряться формированием в памяти ребёнка чёткого зрительного образа этого элемента, т.е. он должен ясно представить себе, из каких зрительных частей элемент состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти части находятся в нём.Научить воспринимать в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв, и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребёнка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.
Системно-структурный подход к графическому материалу, т.е. алфавиту письменных букв позволил накопить традиционный поэлементный принцип новым развивающим содержанием, так как стало возможным совокупность письменных букв русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют восемь элементов, т.е. структурных единиц:
- прямая линия;
- линия с закруглением с одной стороны;
- линия с закруглением с двух сторон;
- линия с петлёй;
- линия с четвертным овалом;
- плавная линия;
- овал;
- полуовал.
Если форма – постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Формирование навыков пространственного положения элементов достигается путём выполнения упражнений по заполнению рисунка основными элементами.
Принцип одновариантного (стабильного) начертания печатных и письменных букв обусловлен закономерными движениями руки при письме. Это, прежде всего пронация – круговые замкнутые движения руки. Направленность внутрь, к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Широкое использование орнаментов усиливает действие данного принципа.
Методические приёмы обучения письму:
- Аналитическое восприятие.
- Практическое конструирование элементов букв с помощью элементов шаблонов.
- Копирование или воспроизведение по вспомогательным (точечным) линиям элемента.
- Тактирование – написание элемента буквы под определённый счёт.
- Алгоритмизация процесса выполнения элементов букв и орнамента.
- Параллельное изучение букв по программе «Азбука» и выполнение основных элементов букв.
- Использование творческих и конкурсных заданий.
Работа детей на занятиях по письму предусматривает работу в течении первого полугодия в тетрадях в клеточку и введении во втором полугодии работу в тетрадях в косую линию. В течении первых двух месяцев обучения дети работают карандашом, остальное время шариковой ручкой. Задания записываются преподавателем в тетради и поясняются устно.
Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма.