Skip to content
  • Главная страница
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Гостевая книга
МБДОУ детский сад "Алёнка"

МБДОУ детский сад "Алёнка"

Тамбовская область, Никифоровский МО, р. п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод д.10 а

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • История создания детского сада
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство
    • Педагогический состав
      • Страничка старшего воспитателя Рогачевой Е.Б.
      • Страничка воспитателя Алексенцевой А.А.
      • Страничка педагога дополнительного образования Новичковой Т.С.
      • Страничка воспитателя Просветовой М.С.
      • Страничка педагога-психолога Гриднева О.С.
      • Страничка воспитателя Языниной И.В.
      • Страничка воспитателя Власовой С.Ю.
      • Страничка воспитателя Епифановой Ю.В.
      • Страничка воспитателя Козловой А.Е.
      • Страничка учителя-логопеда Давыдовой Е.Ю.
      • Страничка воспитателя Михайловой О.С.
      • Страничка воспитателя Поляковой Н.В.
      • Страничка воспитателя Фёдоровой И.А.
      • Страничка музыкального руководителя Портных М.Ю.
    • Материально- техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Организация питания в образовательной организации
    • Международное сотрудничество
  • Toggle search form

«Волшебные буквы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные буквы»

«История письма ребёнка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», — считал известный русский психолог Л.С.Выготский.

Навыки письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и деятельности культурного человека. Подготовка детей к школе предусматривает подготовку руки к письму, т.е. развитие мелкой моторики, умение выполнять различные типы линий с учётом заданного направления, наклона,  последовательности написания, ритма. Обучение детей 5-7 лет по данной программе не предусматривает овладение ими графическими навыками прописного письма, это задача 1 класса начальной школы.

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится более актуальной.

Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни учёные и методисты выступают категорически против включения письма  в программу дошкольного образования, мотивируя своё мнение недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

  • недоразвитие мелкой мускулатуры руки (пальчиковой);
  • однообразие, монотонность организации обучения;
  • маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребёнка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребёнка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Целью данного курса является создание необходимых условий для развития у детей 5-7 лет основ каллиграфии – искусства красивого письма, умение выполнять элементы букв.

Для достижения данных целей в течение учебного года предстоит решать следующие задачи:

Образовательные:

  • Формировать координацию движения пальцев кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
  • Формировать правильную посадку при письме.
  • Ознакомить детей с правилами работы в тетрадях в клетку и косую линию.
  • Формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами.
  • Ознакомить с прописным письмом.
  • Освоить элементы русского прописного письма.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнение графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.
  • Развивать абстрактное мышление детей, формируя навыки работы со знаками (буквами) – символами.
  • Продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику.  Аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект), творческие способности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.
  • Вызвать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.
  • Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно».

Технология обучения письму определяется системой принципов, методов и приёмов, используемых на уроках письма. Это прежде всего принципы:

  • поэлементного изучения;
  • одновариантного (стабильного) начертания элементов букв и их сочетаний;
  • принципы логической группировки буквенных знаков
  • строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности.
  • учёт индивидуального уровня и темпа развития (количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей)
  • ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания. Они предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию элемента буквы должно предваряться формированием в памяти ребёнка чёткого зрительного образа этого элемента, т.е. он должен ясно представить себе, из каких зрительных частей элемент состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти части находятся в нём.Научить воспринимать в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв, и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребёнка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Системно-структурный подход к графическому материалу, т.е. алфавиту письменных букв позволил накопить традиционный поэлементный принцип новым развивающим содержанием, так как стало возможным совокупность письменных букв русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляют восемь элементов, т.е. структурных единиц:

  • прямая линия;
  • линия с закруглением с одной стороны;
  • линия с закруглением с двух сторон;
  • линия с петлёй;
  • линия с четвертным овалом;
  • плавная линия;
  • овал;
  • полуовал.

Если форма – постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Формирование навыков пространственного положения элементов достигается путём выполнения упражнений по заполнению рисунка основными элементами.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания печатных и письменных букв обусловлен закономерными движениями руки при письме. Это, прежде всего пронация – круговые замкнутые движения руки. Направленность внутрь, к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Широкое использование орнаментов усиливает действие данного принципа.

Методические приёмы обучения письму:

  1. Аналитическое восприятие.
  2. Практическое конструирование элементов букв с помощью элементов шаблонов.
  3. Копирование или воспроизведение по вспомогательным (точечным) линиям элемента.
  4. Тактирование – написание элемента буквы под определённый счёт.
  5. Алгоритмизация процесса выполнения элементов букв и орнамента.
  6. Параллельное изучение букв по программе «Азбука» и выполнение основных элементов букв.
  7. Использование творческих и конкурсных заданий.

Работа детей на занятиях по письму предусматривает работу в течении первого полугодия в тетрадях в клеточку и введении во втором полугодии работу в тетрадях в косую линию. В течении первых двух месяцев обучения дети работают карандашом, остальное время шариковой ручкой. Задания записываются преподавателем в тетради и поясняются устно.

Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма.

Copyright © 2025 МБДОУ детский сад "Алёнка".

Powered by PressBook WordPress theme