Направленность дополнительной образовательной программы – художественная.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи).
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, руки станут более гибкими, послушными, дети научатся самостоятельно и творчески работать.
Отличительная особенность данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Актуальность
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движения пальцев рук. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. В этом заключается актуальность программы.
Новизна
Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что каждое занятие включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, пуговицы и др.) практически все элементы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Педагогическая целесообразность
Настоящая программа призвана научить детей работать с пластилином, бумагой, трафаретами. Занятия по данной программе, способствуют развитию графических навыков: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Проведение комплексно — игровых занятий по данной программе послужит для более полного развития ребёнка, его
интеллектуальной сферы (памяти, внимания, мышления).
Регулярные занятия пальчиковыми играми, играми со шнуровкой, бусинками, пуговицами, массажными мячиками, нетрадиционными видами продуктивной деятельности позволят улучшить психофизическое состояние ребенка, расширить словарный запас, активировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать развитию мелкой моторики рук
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» предназначена для детей
возрастной группы 3-4 лет.
Объём и срок реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» рассчитана на 1 год обучения (64 часа).
Режим занятий
Занятия по программе проводится два раза в неделю по 1 часу. Длительность учебного часа – 15 минут.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
- систематичности и последовательности,
- доступности – характер и объем соответствует уровню развития,
- наглядности – постоянное использование упражнений наглядного материала,
- равноправного партнерства взрослого и ребенка,
- практичности – комплекс приемов.
Формы организации образовательного процесса
Форма организации детей – групповая.
Для реализации программы используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты), аппликация, оригами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук;
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать речь детей;
- развивать ритмичность осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.); воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.