Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная шкатулка»
1.1.Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы — художественная
Уровень освоения программы: ознакомительный
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром; тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественную направленность. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Существуют различные техники работы с бумагой:
Объемная аппликация — это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон.
рванная бумага – в процессе работы происходит обрывание кусочков цветной бумаги и наклеивание их на контур рисунка;
бумажный комочек – в процессе работы при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы;
торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения)
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что содержание программы соответствует требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия рукоделием являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.
Новизна
Новизна данной программы состоит в том, что в данной программе представлены как старинные, так и современные виды декоративно – прикладного творчества, такие как аппликация обрывная, бумажные комочки, и другие техники. Все это дает возможность воспитанникам постичь богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Педагогическая целесообразность
Данная программа обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщения к познанию окружающего мира и искусства, расширением кругозора; созданием условий, в которых дети могут проявить как свои индивидуальные способности, так и навыки взаимодействия в коллективе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в аппликации, осваивать новые технологии и материалы, применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, которая в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов, их обработки; расширяет круг возможностей детей; развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно – эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.
Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Работа с родителями предполагает: папки – раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации мастер – классы, анкетирование, родительские встречи, семинары – практикумы
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная шкатулка» предназначена для детей возрастной группы 6-7лет
Количество учащихся
В группе одновременно может заниматься до 19 человек.
Объем и срок реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная шкатулка» рассчитана на 1 год обучения (65 часов)
Начало учебного года – 1 октября, окончание учебного года – 30 мая.
Форма обучения по программе
Форма обучения по программе: очная.
Режим занятий
Занятия по программе проводятся два раза в неделю по 1 часу. Длительность учебного часа – 30 минут.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
- систематичности и последовательности.
- доступности — характер и объем соответствует уровню развития.
- наглядности – постоянное использование упражнений наглядного материала.
- равноправного партнерства взрослого и ребенка
- практичности – комплекс приемов.
Формы организации образовательного процесса
Форма организации детей — групповая, с использованием обучающих развивающих игр на занятиях.
Для реализации программы используются следующие приемы:
- Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Принципы построения педагогического процесса.
- От простого к сложному.
- Системность работ.
- Принцип тематических циклов.
- Индивидуальный подход.
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
- 1 этап – знакомство со свойствами материалов.
- 2 этап – обучение приемам изготовления.
- 3 этап – изготовление поделок.
Методические условия реализации программы
Ведущими формами реализации программы являются групповые формы работы.
Фронтальная – подача учебного материала всему коллективу.
Репродуктивная–работа дошкольников с оказанием им помощи педагога
Традиционные методы:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, объяснение, пояснение, обсуждение, демонстрация, опыты, таблицы);
- репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у дошкольников умений и навыков;
- метод создания проблемной ситуации.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Формирование художественно-творческих способностей дошкольников, их эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения посредством декоративно – прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать навыки работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, др.);
- изучить разные технологические приемы обработки материала;
- познакомить с декоративно-прикладным искусством.
Развивающие:
- содействовать развитию у детей творческих способностей, воображения, фантазии;
- способствовать развитию наблюдательности, мышления, памяти, мелкой моторики рук;
- приобщить к самостоятельности, трудолюбию;
- развивать навыки работы в группе, в коллективе.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию художественного вкуса;
- способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма;
- сформировать доброжелательное отношение к окружающим;
- содействовать воспитанию аккуратности, трудолюбия и целеустремленности.
1.4. Планируемые результаты
По окончании учебного года дошкольники
должны знать:
- правила пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда; приемы выполнения деталей;
- правила работы с ножницами и клеем;
- основные характеристики материалов и их применение;
- особенности бумаги, ткани, природного материала.
должны уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом;
- составлять рисунок по образцу, эскизу, собственному рисунку;
- доводить работу до конца.