Skip to content
  • Главная страница
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Гостевая книга
МБДОУ детский сад "Алёнка"

МБДОУ детский сад "Алёнка"

Тамбовская область, Никифоровский МО, р. п. Дмитриевка, мкр. Сахзавод д.10 а

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
      • История создания детского сада
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство
    • Педагогический состав
      • Страничка старшего воспитателя Рогачевой Е.Б.
      • Страничка воспитателя Алексенцевой А.А.
      • Страничка педагога дополнительного образования Новичковой Т.С.
      • Страничка воспитателя Просветовой М.С.
      • Страничка педагога-психолога Гриднева О.С.
      • Страничка воспитателя Языниной И.В.
      • Страничка воспитателя Власовой С.Ю.
      • Страничка воспитателя Епифановой Ю.В.
      • Страничка воспитателя Козловой А.Е.
      • Страничка учителя-логопеда Давыдовой Е.Ю.
      • Страничка воспитателя Михайловой О.С.
      • Страничка воспитателя Поляковой Н.В.
      • Страничка воспитателя Фёдоровой И.А.
      • Страничка музыкального руководителя Портных М.Ю.
    • Материально- техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Организация питания в образовательной организации
    • Международное сотрудничество
  • Toggle search form

«Занимательное азбуковедение»

Дополнительная программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников. Актуальность тематики обусловлена тем, что полноценное овладение родным языком является основополагающим фактором формирования личности ребенка и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Функции речи – многообразны, интеграционны.

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь для ребенка является и самостоятельным объектом исследования: ее он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами.

Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных
потребностей ребенок использует ситуативные непроизвольные высказывания, неречевые средства (жесты, мимику, движения), контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. На основе этого был организован кружок «Занимательное азбуковедение» по обучению дошкольников грамоте.

Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.

Поэтому особенностью данного курса является использование  принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи.     Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия       подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При выборе данного направления ра­боты  мы исходили из:

  • объективной потребности в обнов­лении деятельности ДОУ в целом;
  • социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
  • реальных возможностей и условий дошкольного учреждения.

Программа описывает подготовку по обучению грамоте дошкольного возраста 4—5 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по обучению грамоте для ДОУ с учетом ФГОС.

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень освоения программы: стартовый

 Актуальность программы

 В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно желание родителей как можно быстрее научить ребенка читать и писать.   Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает  серьезных затруднений при  обучении чтению.

На наш взгляд к основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения.  По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи, а шестой и седьмой — к ознакомлению со знаковой системой языка,      целесообразно расширить рамки курса подготовки к обучению грамоте.

Программа занятий в кружке «Занимательное азбуковедение» составлена с использованием следующей литературы: Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме», Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте», Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..», Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте».

Многие педагоги в своей практике сталкиваются с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.

Поэтому особенностью данного курса является использование  принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. Проводить работу с дошкольниками предполагается не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми.

Данная программа включает три направления работы с детьми 4 – 5 лет:

  • развитие звуковой стороны речи;
  • ознакомление со знаковой системой языка;
  • подготовка руки к письму.

Достичь желаемого результата возможно  через систему дополнительного образования.

 Отличительная особенность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное азбуковедение» является модифицированной, так как составлена на основе  методического пособия «Обучение грамоте в игровой форме». Санкт-Петербург, «Детство-пресс». 2005г. Автор —  Быкова И.А., однако, программа имеет ряд отличительных особенностей.

Количество учащихся

В группе одновременно может заниматься от 10 до 20 человек.

Объём и срок освоения программы

Срок реализации программы – 1 год.

Количество учебных недель в году – 64 часа.

Начало учебного года – 1 октября, окончание учебного года –  29 мая.

Форма обучения по программе

Форма обучения по программе: очная.

Форма и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (64 часа в год). Длительность занятия – 20 минут (с динамической паузой – физкультминутка или пальчиковая гимнастика, — 2-3 мин).

Форма обучения: очная, групповая, фронтальная.

Программный материал подаётся в форме теоретических, практических, комбинированных занятий.

 Адресат программы

Программа «Занимательное азбуковедение» предназначена для детей 4 – 5 лет

Copyright © 2025 МБДОУ детский сад "Алёнка".

Powered by PressBook WordPress theme