Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» естественнонаучной направленности.
Актуальность
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из дошкольного учреждения человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Новизна
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. В соответствии с современными тенденциями развития образования, выпускник детского сада должен быть любознательным, активным, принимающим всё живое, заинтересованным участником образовательного процесса, обладающий способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.
Педагогическая целесообразность
В содержании современных обучающих программ начальной школы логической составляющей придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков начальной школы и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо научить ребенка логически рассуждать, уметь добывать новые знания, познавать окружающий мир.
Отличительные особенности программы.
Воплощение концепции личностно — ориентированной модели развития и воспитания детей.
Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
Взрослый — это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.
Укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытые занятие позволяет продемонстрировать родителям возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка»
предназначена для детей возрастной группы 6-7 лет.
Количество обучаемых: 15-20 человек.
Объем и срок реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» рассчитана на 1 год обучения (36 часов).
Режим занятий
Занятия по программе проводятся один раз в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа– 30 минут.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Формы организации образовательного процесса
Форма организации обучающихся – групповая, с использованием обучающих и развивающих игр на занятиях.
Для реализации программы используются следующие методы:
— Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений обучающихся ).
— Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
— Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
Цель и задачи программы:
Цель: формировать познавательные способности обучающихся старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи программы:
Обучающие:
- учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на жизненном материале;
- формировать представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей; элементарные представления о Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.
Развивающие:
- развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
- совершенствовать произвольное внимание, память;
- развивать стремление к познанию природы через творческо-экспериментальную деятельность;
- развивать способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.
Воспитывающие:
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
- формировать у детей ценностного отношения к окружающему миру.
- воспитывать у ребенка охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни ребенка.