Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая.
Уровень освоения программы: ознакомительный
Актуальность
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной общеразвивающей программы обучения грамоте детей 5-6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения. Для развития речи также и необходимо включение и родителей детей.
Новизна.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Организованная образовательная деятельность (ООД) – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «Грамота», которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Вся организованная образовательная деятельность обращена, главным образом, к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия. Кроме того, образовательная деятельность предполагает использование современных технологий развивающего обучения, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание программы по обучению грамоте планируется на принятой в русской методике аналитико – синтетической звуков. Также предполагает проведение открытого занятия для родителей, администрации.
Педагогическая целесообразность.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов, и как порой трудно, не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Как известно, дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
Отличительной особенностью
Является ориентация на своевременное вмешательство в процессы психического развития ребенка-дошкольника, обогащение форм познания окружающей действительности, что создает предпосылки для дальнейшей школьной и социальной адаптации.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» предназначена для детей возрастной группы 5-6 лет.
Количество обучаемых: 15-22 человека.
Объем и срок реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» рассчитана на 1 год обучения (36 часов).
Режим занятий
Занятия по программе проводятся один раз в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа– 25 минут.
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:
– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.
Формы организации образовательного процесса
Форма организации детей – групповая, с использованием обучающих и развивающих игр на занятиях.
Для реализации программы используются следующие методы:
— Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии; беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации), рассказы детей (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей ).
— Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций, план – схемы.
— Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать и развить фонематический слух;
- научить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
- познакомить со слоговой структурой слова;
- расширить словарный запас детей;
- сформировать и развить звуко — буквенный анализ;
- сформировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- сформировать умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- научить отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед группой детей, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям.
- подготовить руки ребёнка к письму
Развивающие:
- способствовать развитию произносительных умений;
- содействовать развитию слухового восприятия;
- способствовать развитию графических навыков;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- способствовать развитию навыков чтения целыми словами и предложениями, небольшими текстами;
- приобщить детей к художественной литературе.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию умения работать в группе
- способствовать воспитанию самостоятельности при выполнении заданий
- способствовать воспитанию нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.