Дополнительная программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников. Актуальность тематики обусловлена тем, что полноценное овладение родным языком является основополагающим фактором формирования личности ребенка и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Функции речи – многообразны, интеграционны.
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь для ребенка является и самостоятельным объектом исследования: ее он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами.
Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных
потребностей ребенок использует ситуативные непроизвольные высказывания, неречевые средства (жесты, мимику, движения), контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. На основе этого был организован кружок «Занимательное азбуковедение» по обучению дошкольников грамоте.
Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.
Поэтому особенностью данного курса является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.
При выборе данного направления работы мы исходили из:
- объективной потребности в обновлении деятельности ДОУ в целом;
- социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
- реальных возможностей и условий дошкольного учреждения.
Программа описывает подготовку по обучению грамоте дошкольного возраста 4—5 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по обучению грамоте для ДОУ с учетом ФГОС.
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень освоения программы: стартовый
Актуальность программы
В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно желание родителей как можно быстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений при обучении чтению.
На наш взгляд к основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Принимая во внимание современные тенденции к интенсификации обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые считают пятый год жизни ребенка периодом наибольшей восприимчивости к звуковой стороне речи, а шестой и седьмой — к ознакомлению со знаковой системой языка, целесообразно расширить рамки курса подготовки к обучению грамоте.
Программа занятий в кружке «Занимательное азбуковедение» составлена с использованием следующей литературы: Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме», Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте», Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!..», Ткаченко Т.А. «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте».
Многие педагоги в своей практике сталкиваются с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.
Поэтому особенностью данного курса является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. Проводить работу с дошкольниками предполагается не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми.
Данная программа включает три направления работы с детьми 4 – 5 лет:
- развитие звуковой стороны речи;
- ознакомление со знаковой системой языка;
- подготовка руки к письму.
Достичь желаемого результата возможно через систему дополнительного образования.
Отличительная особенность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное азбуковедение» является модифицированной, так как составлена на основе методического пособия «Обучение грамоте в игровой форме». Санкт-Петербург, «Детство-пресс». 2005г. Автор — Быкова И.А., однако, программа имеет ряд отличительных особенностей.
Количество учащихся
В группе одновременно может заниматься от 10 до 20 человек.
Объём и срок освоения программы
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных недель в году – 64 часа.
Начало учебного года – 1 октября, окончание учебного года – 29 мая.
Форма обучения по программе
Форма обучения по программе: очная.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (64 часа в год). Длительность занятия – 20 минут (с динамической паузой – физкультминутка или пальчиковая гимнастика, — 2-3 мин).
Форма обучения: очная, групповая, фронтальная.
Программный материал подаётся в форме теоретических, практических, комбинированных занятий.
Адресат программы
Программа «Занимательное азбуковедение» предназначена для детей 4 – 5 лет