Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Занимательная математика»
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала среднего дошкольника, необходимость создания условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.
Новизна.
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Созданием данной дополнительной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительной особенностью является включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах.
1.2. Цель: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности и психологических процессов дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- расширять математические представления о числах и цифрах;
- познакомить с математическими знаками;
- учить детей решать и составлять арифметические задачи;
Развивающие:
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать логическое мышление;
- подготовить руку к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм, штриховка);
Воспитательные:
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышления;
- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
В данном разделе дети уточняют и расширяют представления о пространственных и количественных отношениях, о числе и цифре, о геометрических фигурах, подготавливаются к усвоению состава однозначных чисел.
1.Количество и счет
- Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
- Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.
- Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .
- Отрабатывание счетных навыков.
- Согласование числительных с существительными.
- Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.
- Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).
- Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
2.Величина
- Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.
- Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.
- Форма
- Развитие представлений о форме предметов.
- Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
- Ориентировка в пространстве и времени
- Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
- Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
- Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
- Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.
- Логические задачи
- Отгадывание загадок.
- Группировка предметов по определенному признаку.
- Исключение предмета из группы по определенному признаку.
- Составление целого из частей.
1.4. Планируемые результаты после реализации дополнительной образовательной программы:
- ребенок должен различать и называть цифры;
- уметь составлять и решать простейшие арифметические задачи;
- уметь решать простейшие логические задачи, обосновывать доказательство;
- ориентироваться в тетради.